СПОРТИВНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ

Льдозаливочные комбайны

 

КАЧЕСТВО ЛЬДА НА ХОККЕЙНОМ КОРТЕ - ЗАЛОГ ОЦЕНКИ ХОККЕЙНОГО КОРТА. 

До появления ледовых комбайнов (ресурфейсеров) восстановление льда на катках производилось вручную, при помощи скреперов (ножей), полотенец, лопат и подающейся из шланга воды. Восстановление большого катка занимало чрезвычайно много времени и требовало немалого труда. В 1940-х, канадец Фрэнк Замбони начал эксперименты по созданию машины, которая могла бы в одну операцию срезать, сглаживать, мыть и выравнивать поверхность льда и сразу же создавать новый слой льда.

Первые ледовые комбайны монтировались на базе военных джипов вручную.Сегодня, ледовые комбайны производятся серийной, и каждая ледовая арена и каток используют хотя бы один такой комбайн. Профессиональные хоккейные арены,  используют одновременно два комбайна для быстрого восстановления льда во время перерывов между периодами матча. Максимальная скорость комбайна 14-16 кмчас, вес 2,300-2,700 кг.

Лед восстанавливают перед игрой, после разминки, между периодами в ходе решающих встреч, и после окончания игры. Одной машине для совершения 8 проходов по всей длине арены потребуется соответственно до 10 минут. Комбайн проходит по арене по часовой стрелке как бы рисуя, сходящиеся друг с другом полосы. Для восстановления льда арены размером 60х30 м потребуется около 300-350 литров горячей воды.

Машина оборудована ножом длиной 213 см, толщиной 127 мм.  В ходе работы, нож комбайна срезает 4-8 мм верхнего слоя льда. Нож проходит по льду как лезвие бритвы. Объем срезаемого верхнего слоя  зависит от состояния льда. Чем мягче (более неровная, рыхлая) поверхность льда, тем глубже режет нож. Прямо над ножом, расположен горизонтальный винтообразный механизм, похожий на большое сверло. Этот механизм собирает ледяную стружку, или снег и вращаясь, подает его на вертикальную часть, которая в свою очередь, убирает ледовую стружку и снег в специальный бак. Бак может вмещать  от 500 до 1200 килограмм (литров) снега.

Под баком для сбора снега, расположены две емкости для воды, вода из первого бака используется для мойки льда после того как был срезан верхний слой, а вода из второго бака используется для заливки нового слоя льда. По мере движения комбайна по ледовой арене верхний слой рыхлого и неровного льда срезается ножом.  Вода из резервуара перекачивается на очиститель, от куда подается на поверхность арены и смывая грязь и ледяную крошку, заполняет трещины и щели. Излишки воды, оставшиеся на поверхности, убираются резиновым ножом (известным как "полотенце") в задней части машины.

Горячая вода растапливает старый лед, глубоко проникая в трещины и углубления, таким образом, новый слой льда формирует твердую монолитную поверхность, соединяясь с нижним старым слоем. Это лучше чем просто залить новый слой льда, который может легко разрушиться. Последний этап в создании катка это выравнивание льда. Теплая вода из второго бака подается на нож и равномерно распределяется по поверхности льда. Это помогает убрать трещинки на поверхности льда и выровнять поверхность. Далее комбайн уезжает с арены в специальный гараж, температура в котором должна быть всегда выше 1 °С, для предотвращения замерзания воды в баках.

Снег и ледяная крошка, собранная в резервуар машины сбрасывается в специальную яму для таяния снега. По мере таяния снега, вода из ямы уходит в дренаж.